Голубая жемчужина Тянь-Шаня, так по праву в народе называют одно из самых красивейших мест в Центральной Азии – озеро Иссык-Куль. Ежегодно десятки тысяч туристов стремятся сюда в поисках яркого солнца, прохладной воды и манящих, цветом золотого песка, пляжей. Однако любители понежиться на солнышке и не подозревают, что находятся в окружении забытой, скрытой от людских глаз и практически утерянной человечеством, истории древних цивилизаций, проживавших на берегах лазурного озера в цветущих оазисах девственной природы кыргызских гор, придающих уникальные черты народам, веками гармонично соседствующими с ней. Научившись ладить с капризной и непредсказуемой природой гор, горцы подчинились ей, и этим подчинили её себе, противопоставляя стихии спокойное и философское восприятие жизни, запечатленное в осколках материальной и духовной культуры.
Наш маршрут был выбран не случайно. Территория Иссык-Куля начала осваиваться людьми около 300 тысяч лет назад, об этом нам говорят многочисленные орудия труда и стоянки доисторического человека. C той поры территория Иссык-Куля обживалась постоянно сменяющими друг друга народами, которые оставили многочисленные историко-культурные памятники. Берега Иссык-Куля осваивали племена андроновцев, саков, усуней, тюрков, караханидов и многих других. В течение трех тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для нас памятники своей культуры, часть из которых, к сожалению, безвозвратно утеряны в глубинах жемчужного озера. Сохранившиеся же руины и остатки дошедших до нас поселений вдоль береговой линии Иссык-Куля известны давно. Сейчас на этой территории известно уже более 100 объектов, находящихся на суше и более десятка затопленных, относящихся к различным эпохам. Однако, ни один из существующих на сегодняшний день источников так и не смог пролить свет на историю их появления, расцвета, упадка и гибели. Многочисленные легенды свидетельствуют о существовании здесь не только древних цивилизаций, которые со временем открытия морских торговых путей пришли в упадок, но и упоминают о сокровищах, оставленных и спрятанных здесь в надежде на то, что когда-нибудь они поведают нам свою тайну.
В результате научных исследований под водой каждый год фиксируются все новые и новые памятники, руины и артефакты, которые интересны не только археологам, но и простому обывателю. Нашей экспедиции посчастливилось отыскать несколько научно-значимых экземпляров.
В этом путешествии нас сопровождал научный сотрудник археологического музея под открытым небом «Чигу» Дмитрий Лужанский. Поставленной перед нами задачей являлось проведение предварительной разведки для археологической экспедиции КРСУ. В результате мы обследовали основные объекты, которые в этом году будут исследоваться подводными археологами.
И вот, после затянувшегося переезда, первая остановка и первый «прокол». На наше счастье в машине оказалось запасное колесо, и эта мелкая неприятность не омрачила нашего путешествия. Надо отметить, что путь к истокам истории, пролегающий в стороне от оживленной трассы, оказался достаточно суров – береговая линия, полностью поросшая саксаулом и камышом, местами затопленная, крутые виражи по бездорожью, горные тропы заваленные камнями, реки, овраги – в общем, все то, без чего немыслимо настоящее приключение. Особенно это касается тех любителей активного отдыха, кто рискнет добираться сюда самостоятельно, не обладая точной картографической информацией и не имея соответствующего транспортного средства. Именно поэтому здесь все еще чувствуется дух древности и своеобразное ощущение принадлежности к истории и предкам. Но этим-то и интересен маршрут, сочетающий в себе элементы экстремального и культурного отдыха.
Первым осколком забытой истории по праву можно считать запечатленные в каменной породе рисунки - петроглифы, оставленные нам в наследство некогда обитавшими здесь союзами кочевых племен. Обойдя более сотни каменных глыб и древних храмов разбросанных на всем промежутке вдоль северного побережья в предгорьях Кунгей Ала-Тоо мы все-таки сумели отыскать тот единственный в своем роде рисунок, который в череде неиссякаемого множества изображений диких животных привлек наше внимание, навеяв представления о некогда проходивших здесь караванных путях. Словно на беспредельной равнине, где видишь только небо и степь, издали, сквозь густое облако пыли доноситься звон приближающегося каравана. В глубоком одиночестве в стороне от основного ансамбля выложенных камней, судя по всему - это был жертвенник, красовался он, незаменимый спутник и гроза азиатских степей – верблюд. Несмотря на время, выглядит он столь величественно, что поневоле замираешь перед ним со смешанными чувствами уважения и смирения перед природой.
Надо признаться, попадая сюда, оказываешься, словно в ином измерении, где быстрота и суета современного ритма теряет свой смысл.
Следующим объектом нашего внимания стали остатки древних городищ, в виде многочисленных выбросов керамической посуды по берегу, а также сакские курганы, расположенные вдоль северного и южного побережья озера Иссык-Куль.
Первый объект, который мы посетили, стали развалины средневекового городища Тору-Айгыр – он отождествляется исследователями с большим средневековым городом Сикуль. Природа невольно разделила объект на две части и сейчас перед нашими глазами на берегу предстает несколько оплывших тепе и развалины огромной средневековой бани раскопанной нашими археологами в конце 40-х годов. Вторая часть города ушла под воду – она-то нас и интересовала. Пройдя вдоль берега несколько километров, нашему взору открылась поразительная картина - на пляже были выброшены сотни обломков посуды и множество человеческих костей. Вероятно, в затопленной части города находился средневековый некрополь, по старому обычаю мы аккуратно собрали все кости и перезахоронили.
Поразительное чувство охватило нас, озеро Иссык-Куль является не только здравницей и местом отдыха, но также хранителем тайн и исторически значимым местом.
Но на этом исследование затонувших городов не закончилось и мы стали искать один из самых древних городов "Иссык-Кульской Атлантиды" – город Чигу (Чигучэн - в китайских источниках). Чигу это ставка верховного вождя усуней, пришедших с востока Центральной Азии. Во II в. до н.э. усуни захватили долины Тянь-Шаня, а их верховный правитель занял прежнюю ставку саков на Иссык-Куле. В то время Чигу посетил великий китайский путешественник Чжан-Цянь, с помощью которого 2000 лет назад завязались отношения между жителями Тянь-Шаня и государством Хань. На дне залива у села Песчаное, археологами обнаружены остатки городища Сарыбулун (1 тыс. до н.э.). Письменные же источники упоминают название только одного населенного пункта в этой местности – Чигу. Учеными выдвинута гипотеза: затонувшее городище Сарыбулун и есть исторический город Чигу. К сожалению, прогулки по улицам древнеусуньской ставки возможны только для аквалангистов, но на южном берегу залива можно найти много древней керамики, которая щедро выбрасывается волнами озера. В данное время археологи активно исследуют затонувшее городище.
В настоящее время местность севернее современного села Дархан, где располагалось средневековое поселение, представляет собой типичный "дикий берег" озера. Толстый слой песка тянется от кромки берега к зарослям джерганака и барбариса, родникам и заболоченной местности. Однако эта "дикость" берега обманчива: время от времени волны выбрасывают на сушу археологические предметы разного назначения. Так, среди находок со дна озера в этой местности можно найти предметы сакской культуры и усуньского времени, но больше всего предметов раннего средневековья. В приозерной части сохранился торткуль от некогда большой группы подобных памятников, распаханных в 80-е годы нашего столетия. На пашне можно собрать большую коллекцию керамики, в основном неполивную, лепную и станковую (типичную для средневековья), а так же строительного кирпича, датированных археологами VIII-XII вв. Если повезет, то можно поднять монету или жернов, или ... металлические изделия древности. Так, местный житель села Дархан, Токтобай Моолиев — нашел два кинжала, чашу с носиком и часть большого бронзового котла сакского времени. Эти находки можно рассматривать как предметы жертвенно-культового комплекса древних кочевников. Этим предметам, по крайней мере, не менее 2,5 тысяч лет. Один из кинжалов имеет рукоятку, увенчанную на вершине в форме двух стилизованных голов архаров.
Последнем осколком забытой истории на нашем пути оказалось местечко Тамга, а точнее четыре камня буддийских паломников, расположенные на расстоянии одного километра друг от друга. Ближайший к озеру камень именуется в народе «Тамга-Таш» ("Камень с клеймом"). Считается, что эта надпись принадлежит одному из любимых батыров, героев устного народного творчества, который, якобы, своей саблей рассек камень надвое и «записал» на нем количество трофеев, добытых у врагов. Надпись представляет собой традиционную буддийскую форму «Ом ма ни пад ме хум». Это - широко распространенная в буддийской среде молитва-заклинание. Ее можно встретить на образках, монашеской одежде или четках буддистов. По предположению тамгинские надписи сделаны самими тибетцами, расселившимися по побережью Иссык-Куля во время их господства, в Южном и Восточном Притяньшанье в середине VIII-IXвв.
Путешествуя по южному берегу Иссык-Куля, мы не могли не заехать к семье одного из самых известных беркучи Кыргызстана Сагынбая. К сожалению, сам Сагынбай уже умер, но его дети продолжают древний и уникальный на наш взгляд вид охоты с ловчими птицами. Издревле кочевники, населявшие эти места, в качестве лука и стрел использовали ловчих птиц в целях добычи пушнины, так высоко ценившейся китайскими купцами и императорами. Этот вид охоты поражает умением человека сливаться воедино вместе с дикой свободолюбивой птицей и совместно охотиться в наших небесных горах. Во все времена беркучи славились среди кыргызов и были глубоко почитаемы. Они находили и отлавливали молодых птенцов высоко в горах, а потом долго и упорно тренировали их. Направляясь к дому охотников в селе Боконбаево, мы ожидали увидеть единственную семью, которая сохранила эту традицию, но были приятно удивлены, что еще многие односельчане, даже в наш век современных технологий, продолжают соблюдать традиции своих предков и каждый год отправляются в горы за новыми трофеями.
Постучав в двери дома Сагынбая, нам открыла дверь пожилая женщина и по кыргызским обычаям сразу предложила войти в дом. Во дворе мы встретили одного из сыновей знаменитого беркучи, который с радостью показал нам своих хищных птиц. Было невероятно видеть, как гордая птица покорно села на руку охотника и с интересом присматривался к гостям. В то время как мы с удовольствием фотографировали ее, хозяин поведал нам о жизни охотников и об этих удивительных птицах.
Возвращаясь в Бишкек, мы решили посетить знаменитую деревню Кызыл Туу, которая славится своими мастерами по изготовлению юрт. Вся эта деревня, будто большая фабрика – сквозь старенькие заборы то тут, то там виднеются различные части юрт, которые бережно изготавливают мастера, а потом объединяют все воедино. Нам посчастливилось встретить в селе самого знаменитого мастера – Доку-байке. Он прославился тем, что изготовил самую большую юрту в центральной Азии диаметром 15 метров! Придя к нему во двор, мы были поражены размахом его работы. По всей территории были видны заготовки для будущих юрт. Мастер поведал нам секреты производства прочной и долговечной юрты, а так же показал технологию ее изготовления. Было очень интересно живьем увидеть весь процесс и даже поучаствовать в нем!
Юрты – это поистине уникальные жилища, которые служат кочевникам уже более 2000 лет и до сих пор не утратили свою актуальность. Благодаря мобильности сборки и разборки юры, которая занимает не более двух часов – она была незаменимой для кочевников. В ней проживали люди и знойным летом и холодной зимой – но в любое время года она была всегда уютна и тепла. Юрта знаменита еще и тем, что сделана без использования метала и гвоздей. Все ее части состоят из войлока, дерева, чия, и кожаных ремешков, которые служат креплениями. Это необыкновенное жилище настолько мобильное, что необходимо всего два верблюда или три-четыре лошади, чтобы перевезти ее с одного жайлоо на другое.
После посещения этой деревни мы отправились в обратный путь. Дорога казалась бесконечной – так не хотелось заканчивать наше увлекательное путешествие! За столь короткий срок нам удалось отыскать и поведать читателю не одну загадку истории, которые таит в себе жемчужина Тянь-Шаня – озеро Иссык-Куль, маня неиссякаемое количество искателей приключений со всего мира!
Авторы: Петров В., Лужанский Д., Глуховеров С., Горбачева Е.