Самое читаемое
Блог альпинистов Кыргызстана > Гора, которая не пускает… Теке-Тор
25.05.2011 12:48
Гора, которая не пускает… Теке-Тор

tk_01 Это были уже четвертые мои Майские сборы в составе секции «С.К.И.Ф – Политех». За это время многое в моей жизни изменилось, но тяга к горам меня всегда возвращала в Арчу. Заехав 30 апреля в альплагерь, мой взор, конечно, устремился на шапку дважды не «схоженной» горы Теке-Тор. Моя история неудачных восхождений на гору началась в прошлом году после восхождения на п. «О. Кошевого». Следующей горой по плану должна была быть хорошая ледовая гора Теке-Тор по маршруту 3А.

На восхождение нас набралось 5 человек: Валера Шевченко, Вадим Гордеев, Кирилл Стрижиков, Ярослав Никотин, Богдан (Я) Сбитнев, под руководством Миши Данечкина. 15 августа вышли в 6 утра, погода была отличная, единственный минус – не было акклиматизации, что, конечно, не могло не повлиять на восхождение. Мишей было установлено контрольное время 5 часов. За это время мы успели подойти под второй бергшрундт. Но Миша был строг, сказав, что мы не уложились в контрольное время, следовательно – Не готовы! Так началось моё первое знакомство с горой. Не буду говорить за всех, но в тот раз мне не хватило акклиматизации и конечно физ. подготовки. Это был первый урок-испытание.

tk_02

В середине сентября «Политехи» организовали 5-дневные сборы, на которых мне предстояла вторая встреча с Горой. Состав команды изменился: Дмитрий Еремин, Владимир Непокрытов, Вадим Гордеев, Кирилл Стрижиков, Богдан (Я) Сбитнев, на этот раз шествие возглавил Игорь Моськин. В ночь перед выходом бушевал настоящий ураган, у которого хватило сил вырвать дверь в столовой и изрядно уменьшить наше рвение. В 5 утра ни у кого из нашей группы желания не было вылезать из теплых спальников, но пришел Селик (Сергей Селиверстов) и благим матом отправил нас на восхождение. На этот раз контрольное время составило 6 часов. Когда мы подымались на Аксайский ледник, ураган все еще бушевал, и два раза мне приходилось ловить 50 килограммового Вовчика за рюкзак, что бы тот не улетел на Аксай. После второго раза я предложил привязать Вовчика веревкой и запустить его как воздушного змея. Шутка понравилась всем, кроме, конечно, Вовчека . При подходе под перемычку сильно пригорнило Вовчика. Он очень не хотел, чтобы кто-то с ним спускался, что из-за него кто-то не сходит гору. Я решил остаться с товарищем. Оставив необходимое снаряжение для группы, мы поковыляли на Рацека. Это было второе моё испытание. Кстати, группа не уложилась в контрольное время и, соответственно, восхождение не увенчалось успехом.

И вот, наконец, май 2011 года. Показываю хорошие результаты при восхождении на Учитель, Комсомолец и на Рацека с баллоном пропана. Постоянно взгляд направлен на Теке-Тор. Открывая глаза в альплагере, в дверном проеме или окне вижу «Теке-Тор», сидя на вершинах соседних гор, «Теке-Тор» завораживает и манит меня, поблескивая на майском солнышке. Каким-то чудом уговорили Алексея Потоцкого на руководство и 5 мая поднялись на Рацека. Через час спустилась тройка восходителей на Бачу по маршруту Поляка 5А: Алексей Потоцкий, Андрей Пучинин и Игорь Моськин, чем мы их дружно и поздравили. А в особенности, Леху с последней горой из норматива на присвоение почетного звания КМС, подарив ему сдутые шарики.

В ту пору хижинщиком заступил МЧСник Рыспек, с которым было очень приятное знакомство. Вечером он провел с нами занятия по медицине, освежив старые знания и приумножив новыми. В особенности, применение смекалки и изобретательности в горных условиях, основываясь на его богатом опыте фельдшера-спасателя.

Ночь у меня выдалась бессонная, умудрился где-то простудится и мой выход оказался под угрозой. Утром заглянул к Рыспеку, он спросонья сунул мне какое-то колесо. Состояние было на твердую «Троечку». Потоцкий сказал, что если к Текеторовским стоянкам не разойдусь, то отправит вниз. На половине взлетки полегчало, подействовало колесо, за что Рыспеку отдельное спасибо. За час 15 оказался на стоянках, где начали надевать обвязки и связываться. Первым уговорили тропить Вадима. Тот умудрился пройти два метра, провалится по пояс в снег, под которым течет речка промочить себе ботинки. Со словами: «Натропился бл..!», он отказался идти дальше. Леха показал обходной путь и Я, ввязавшись, пошел тропить первым. Аксай переходили долго, около часа и 20 – 30 минут. Снега было минимум по коленки, а иногда, как говорит Потоцкий, и под подмышки. Именно там Я нашел применение своему большому весу (90 кг) и Ледокол «Богдан » пробороздил просторы Аксая, оставляя за собой хорошие траншеи. Уже на взлетке по кулуару местами мне было по шейку, а самому небольшому по росту, Вовчику по макушку.

tk_03

Алексей, как инструктор очень грамотно скоординировал наши действия, заставляя нас работать по 15 шагов на взлетке, тем самым давая отдохнуть каждому, а группе – безостановочно двигаться вперед . Еще на подходе к взлетке Леха сказал, что кулуар загружен снегом и возможен сход лавины.

tk_04

Спустя почти четыре с половиной часа после выхода, мы наконец-то прорылись к скальному островку в 50-ти метрах от перемычки. К тому времени поднялся сильный снежный ветер, и стало не на шутку задувать. Порой не получалось поднять головы. После недолгого совещания было принято правильное и очень мудрое решение поворачивать обратно.

tk_05

Когда мы начали спускаться, случилось самое интересное. Спускаясь по пробитой траншее, успевшей к тому времени изрядно побыть присыпанной, Я, в сотый раз, провалился ногой под снег. И как назло, провалился так, что аж пласт заклинило, хоть оставляй его там. Неимоверным усилием мне получилось освободить ногу, но при этом я погнул телескопическую лыжную палочку, прихваченную без спроса в нашей хижине. Усевшись на пятую точку, и выправляя об колено палочку, снег вокруг меня стал немного проседать и Я стал медленно катится вниз. Ничего не предвещало беды. Но в мгновение, набрав скорости, я уже был в гуще событий. Как учили, Я стал зарубаться, пытаясь себя затормозить. Все ребята, начали что-то кричать. Телескопическая палочка стала ломаться по составным частям и в моих руках, и через пару секунда от неё осталось сантиметров 30. А еще через мгновенье мне в плечо прилетел хороший булыжник, но, слава Богу, что Мама меня родила не маленьким и на мне был рюкзак, а на шее Я нес веревку, что в скупе помогло с амортизировать булыган и нанести минимальный ущерб. И тут Я вспомнил слова Лехи Потоцкого, когда мы его пристраховывали, что бы он добрался до скального островка. Мы взяли его на скользящий, сказав, что мы его можем не выдержать. На, что он ответил: «И не надо пытаться, Я буду из лавины выкручиваться в право на траншею!» Возможно, эти самые слова мне и спасли жизни. В три быстрых кувырка Я оказался в безопасности. Не успев испугаться, Я поднял Правую руку и крикнул: – «Живой!». Думаю, в это самое мгновенье у ребят отлегло от сердца. Спас работы мало кого порадовали бы. Встав на обе ноги и поняв, что я отделался только немного разодранной курткой, меня проняло на настоящий жизнерадостный смех. Ребята сказали, что Я, в общей сложности, проехал в лавине метров 40, хорошенько разгрузив весь кулуар.

tk_06

Уже возвращаясь на Рацека, оставшись со своими мыслями наедине, вспоминая слова Димы Грекова: «Эх, знали ли бы Вы сколько Я не сходил, прежде, чем сходить!», оглянувшись на Теке-Тор, Я осознал, что Гора меня воспитывает, наделяет бесценным опытом, учит. Думаю, что любая другая Гора уже давно бы не отпустила. Надеюсь, что в следующий раз, мне посчастливится, и Теке-Тор впустит меня погостить…